+7(812) 995-10-20
carbonkid@inbox.ru

Про Солнце и Вспышки

 

Григорий Пятница. Дополнительный свет

С солнцем бороться бесполезно – и с точки зрения астрономии, и с точки зрения фотографии. Фотографов этот момент нередко ставит в тупик – повлиять на яркость солнечного света без вспомогательных средств невозможно. Именно поэтому все продолжающие фотографы советуют снимать либо в пасмурный день, либо отворачиваясь от солнца - модель спиной к свету. И только в этот момент понимаешь, что одного контрового света, а солнце превращается именно в такой «осветитель», в  портрете недостаточно. В большинстве своем не спасает даже компенсация по экспозиции. 

Что же делать? Есть два сравнительно простых способа. Первый - использовать энергию солнца. Для этого фотопромышленность навыпускала кучу разнообразных отражателей, больших и поменьше, серебряных, белых и золотых.

Григорий Пятница. Дополнительный свет

Сложно переоценить данное устройство. Стоит недорого, множество размеров и цветов, а самое главное - ни тебе лампочек, ни батареек или иного расходного материала! И тот факт, что эту штуку почти невозможно сломать - радует вдвойне. Вот работы на улице с контровым солнечным освещением и работой одного отражателя:

Григорий Пятница. Дополнительный свет

В подобных работах стоит лишь учитывать размер отражателя и его местоположение. Ведь именно от этого и будет зависеть окончательный световой рисунок. О всех тонкостях этого несложного на первый взгляд девайса я расскажу отдельно в последующих постах. Затронуть эту тему нужно, потому как пассивный источник подсветки в фотографии используется постоянно и вопрос очень обширен и занимателен.


А вот с активным источником подсветки все непросто. С одной стороны, особой разницы при работе в студии и на улице нет – принцип один и тот же. Сложность возникает только в одном нюансе: это выдержка.  Ведь при скорости срабатывания затвора 1/200 и короче, вторая шторка попадает в кадр. И как же тогда синхронизировать экспозицию, имея свет от солнца и вспышек? Ответ прост.

 

Но обо всем по порядку. Осветители на улице бывают трех основных видов. Это обычные внешние вспышки, установленные удаленно от камеры и засинхронизированные внешними или встроенными устройствами, затем идут студийные генераторы аккумуляторного типа и обычные студийные вспышки с возможностью подключиться к электрической розетке с помощью ну оооочень длинного провода.


Кроме цены, у генераторов нет никаких минусов - сплошные плюсы. Это и скорость импульса, и мощность по сравнению с большинством вспышек вообще, а так же, что немаловажно - износостойкость и влагозащищенность. Именно поэтому автор рекомендует использовать подобные вспышки, а выбор марки и модели оставляет за читателями поста.

Почему же активный способ подсветки моделей предпочтительнее? Дело в том, что свет не только можно регулировать по мощности, так еще и моделировать его нужными рассеивателями или количеством осветителей (читай - создавать свою схему освещения, независимую от окружающей среды). Вот как выглядят работы с применением генераторов на улице:

Григорий Пятница. Дополнительный свет

Эффектно, не правда ли? А ведь это точно такая же работа солнечного света по общему освещению заднего плана и плюс рисующий свет строго на модель.

Но есть и минус в этой простой с первого взгляда схеме. И самое проблематичное, что этот минус, порой, перечеркивает все плюсы... Сводится он к одному важному параметру.  Такому параметру, который на улице днем, обычно, беспокоит меньше всего. Это выдержка. Да-да, обычная выдержка, которая в яркий солнечный день, бывает, достигает 1/4000, становится неприемлемой этим же солнечным днем, при съемке с импульсным светом. А все потому, что таковы условия использования выдержки со вспышкой. Чаще всего, самая короткая выдержка при использовании импульсного света - 1/200. И это значит, что желая снять кадр с размытым задним планом, освещенность которого составляет f/2,0 и 1/4000, с импульсным светом, мы стопроцентно получим брак. Как пример, фото с параметрами f/5,0 и 1/360:

Григорий Пятница. Дополнительный свет

Вторая, "догоняющая" шторка не успела спрятаться, а вспышка уже отработала. Как же быть? Решений всего три.

Первое - снимать на 1/200-й, но на диафрагме 22. Может не совсем художественно, но "зато дешево, надежно и практично".

Второй способ - подгадывать время утром или вечером, когда солнечные лучи еще есть, но их интенсивность заметно ослабла.

 Третий - использование нейтрально серых светофильтров. ND фильтры уменьшают плотность проходящего в объектив света, а это значит, можно довести общую освещенность с f/2,0-1/4000 до f/2,0-1/200. И только после этого "жахнуть" вспышкой. При этом, ни освещенность заднего плана, ни рисунок вспышки на модель ни сколько не пострадают, останутся такими же яркими и контрастными. О работе ND фильтров статья будет немного позже. 

Совсем недавно появились аккумуляторные источники постоянного света на светодиодах большой мощности. А это значит, что серьёзных проблем с получением кадров с искусственными источниками освещения на улице не возникнет. Ведь такие приборы не нужно синхронизировать по второй шторке и можно снимать на 1/4000 без всяких проблем. Настораживает только одно - на данный момент эти аппараты сплошь из Китая, а это, доверяя опыту автора, не лучшая страна для производства осветительного оборудования... Хотя, может быть именно вам, дорогие читатели, повезет больше!

Удачных кадров и легкой обработки.
Всегда ваш, Григорий Пятница.

Комментарии:



Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Поиск

Декабрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Рубрики

Архив